Империи и государства

что мы узнали из статьи

итог

Мир до начала пророчества

Что представлял собой мир накануне Ислама
К началу VII века Византия выглядела неприступной, но внутри всё держалось на нитке. Двадцатилетняя война с Персией сожгла казну и истощила солдат: Гераклий отбил Иерусалим и Александрию, но оплатил победу опустевшими амбарами и разорёнными провинциями.

По городам ещё ходили волны юстиниановой чумы. Людей становилось меньше, налоги не снижались, и сборщики в Египте и Сирии буквально выжимали каждый медный фоллис; часть земледельцев заложила себя и детей, чтобы уплатить подати.

Раскол также усугублял кризис. Монофизиты Востока чувствовали себя чужими в империи, где Константинополь держал догматы Халкидона. Власть тратила силы на богословие и подавление ересей, вместо того чтобы лечить экономику.

Гераклий понял, что так империя не выживет. Он свернул латинский официоз, перешёл на греческий и начал ломать старую провинциальную систему, формируя первые военные округа-темы, где крестьянин служит и пашет на своей земле.

К 632 году империя всё ещё владела Сирией и Египтом и казалась целой. На деле же — обескровлена войной, прорежена чумой, задушена налогами и раздроблена верой.
Две крупнейшие империи — Византия и Сасанидская Персия — истощали друг друга в постоянных войнах. Торговые пути связывали Восток и Запад, но стабильности не было. В религиозной сфере царила фрагментация: христианство расколото, зороастризм терял влияние, а язычество сохранялось в десятках регионов. Аравийский полуостров, находящийся вне влияния мировых держав, оставался слабоорганизованным и племенным. Именно здесь, в 610 году, начинается история Ислама — с ниспослания первого откровения пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует).

Эта статья — попытка зафиксировать состояние мира в момент, когда всё только начиналось: что из себя представляли великие державы, во что верили люди, каким был социальный и политический ландшафт мира и как складывались предпосылки для глобального поворота в истории.
Китай и Индия
Сасанидская Персия
К началу VII века Византия находилась в состоянии глубокого кризиса. Затяжные войны, восстания, коррупция и тяжёлое налоговое бремя подтачивали основы империи. Несмотря на внешнюю мощь, внутри царили недовольство, религиозные споры и социальная нестабильность.

Сасанидская Персия сохраняла внешнюю силу, но была разъедена изнутри. Придворная роскошь контрастировала с бедственным положением простых слоёв, усиливалась власть жреческой касты, а дворцовые перевороты и непрекращающаяся война с Византией истощали государство.

В Китае династия Суй вела масштабные проекты, но вызывала недовольство народа. Строительство Великого канала и другие мегапроекты проводились ценой тяжёлых повинностей. Это привело к восстаниям и в итоге — к падению династии.

Северная Индия после распада империи Гуптов оказалась политически раздробленной. Регион разделился на множество царств. Религиозная жизнь была охвачена ритуализмом, кастовые перегородки укрепились, а духовный поиск утратил направление. Буддизм и джайнизм ещё сохранялись, но без прежнего влияния.

Западная Европа пребывала в хаосе после падения Рима. Хозяйство стало аграрным, города пустели, а власть перешла к варварским королевствам. Христианство сохранялось, но было разобщено спорами и ересями, такими как арианство. Языческие обычаи часто сохранялись под христианской оболочкой.

Мир находился в духовной тьме и нуждался в истине. Не было откровенного пути, ведущего к Аллаху, кроме как через извращённые, разделённые и мёртвые системы. Именно в этот момент, когда человечество дошло до предела, Аллах ниспослал Свой Последний Завет — Ислам — в землю, которую никто не считал центром истории.
Как мы видим, на момент начала ниспослания откровения миру была присуща атмосфера системного кризиса: империи истощены изнурительными войнами, внутренними конфликтами и социальной несправедливостью.

И что более важно для нас, к моменту начала ниспослания откровения человечество пребывало в состоянии духовной тьмы. Истинного единобожия не осталось ни в одном уголке мира, кроме отдельных следов у редких последователей прежних пророков. Большинство людей были погружены в многобожие, поклонение творениям, идолам, силам природы или царям. Христианство было искажено, иудаизм замкнулся на формальностях и национализме, а языческие системы господствовали повсеместно. В этот момент, когда мир нуждался в свете и руководстве, Аллах (Свят Он и Велик) ниспослал Своё последнее Откровение — Ислам.
Буддийские и даосские монастыри, освобождённые от земельной подати, скупали поля и выводили их из налогового оборота. Одни монахи торговали амулетами спасения, другие собирали пожертвования на алхимические «эликсиры бессмертия». Конфуцианская бюрократия видела в «храмовом капитализме» угрозу и писала меморандумы о том, что «народ идёт к Будде за чудесами, а выходит с пустым полем и новым налогом». В глазах многих храм давно перестал быть местом спасения — он стал механизмом извлечения прибыли, прикрытым разговорами о добродетели.
Китай. Подобный цикл «сборки-разборки» проходил и Китай. После столетий разделённости страну объединила династия Суй (581 – 618). Первые императоры провели всеобщую перепись, ввели систему налога «цзу-юн-тяо» (зерно – труд – ткань) и согнали сотни тысяч людей на мегапроекты вроде Великого канала. Одновременно шли тяжёлые походы против Когурё и оборона от Тюркского каганата. Ресурсное напряжение быстро обернулось крестьянскими восстаниями, чем воспользовались основатели Тан.
Индия. После распада империи Гуптов субконтинент распался на множество средних и мелких царств. На севере влияние делили позднегуптские династии, хуннские вожди и формирующееся объединение Пушьябхути (впоследствии Вардханы), которое при Харше (р. 606–647) установило контроль над Верхним Гангом. На юге соперничали Паллавы и Чалукья, борясь за господство над Декканом и торговыми маршрутами.

Формально все ссылались на ведический канон, но богослужение всё чаще сводилось к пышным ритуалам, жертвоприношениям и процессиям ради храмовой казны. Брахманы усиливали кастовые перегородки: рождённые «высшими» резервировали себе землю и налоговые льготы, тогда как шудрам и «неприкасаемым» оставались бесправное батрачество и ритуальная «нечистота». Буддийские университеты Наланды пытались предлагать более «открытую» модель, но и там сказалось накопление богатств и превращение монахов в крупное землевладельческое сословие. Для простого крестьянства религия всё чаще означала двойной налог — земской и храмовый, — а для торговцев — обязательные отчисления на храмовые праздники и строительство статуй.
После крушения Западной Римской империи Европа напоминала лоскутное одеяло из варварских королевств. На руинах античных городов правили вестготы в Испании, остготы и затем лангобарды в Италии, франки за Рейном. Внешне их короли кичились наследием Рима — чеканили монеты с профилем императора, носили пурпур, — но реальная власть держалась на мечах дружин и нестабильных союзах между родами.

Экономику подтачивала аграризация: города вымирали, рынки пустели, длинная торговля почти остановилась. Земля и скот стали единственным мерилом богатства, а крестьяне — разменной монетой. Королевские сборы налагались натурой: зерном, шерстью, оружием, — и вызывали открытые бунты. В Галлии войны между наследниками Хлодвига — Хильдебертом, Хлотарём и их потомками — превращали целые провинции в пустоши; хронист Григорий Турский жаловался, что «люди сеют, но не знают, кто соберёт урожай».

Религиозная карта тоже отличалась противоречиями. Христианство официально победило, но языческие обряды жили в деревнях, а арианство держалось при дворах готских и лангобардских королей. Епископы Турского или Толедского соборов спорили о догматах, тогда как народ верил в амулеты против моровой язвы, что пришла в 541 году. «Юстинианова чума» выкосила людей от Ирландии до Испании, оставляя поля необработанными и целые сёла без жителей.
И в Индии, и в Китае монастыри скупали землю и не платили налоги. Всё, что уходило в храмы, приходилось компенсировать простым крестьянам. Религия оставалась важной частью жизни, но сами храмы превращались в крупных землевладельцев с особым статусом. Люди это видели — и начинали сопротивляться. В Индии вспыхнули мятежи против Чалукья, в Китае — восстания против Суй. Когда храм становится богаче деревни, рано или поздно начинается разговор не о вере, а о власти.
Общий тренд Индии и Китая — храмовый капитализм
Западная Европа

К началу 630-х годов империя держалась на истощённой знати и наёмниках. Пережив эпидемии, климатические потрясения и разрушительную войну, государство утратило способность к быстрой мобилизации. Внешне империя ещё держала границы, но внутри скрипели финансы, трещал социальный контракт и буксовал религиозный консенсус.
К началу 630-х Сасанидская держава ещё тянулась от Месопотамии до Хорасана, но война с Византией опустошила казну и исчерпала мобилизационный ресурс. Чрезвычайные налоги и реквизиции кормили походы Косроя II, пока не превратились в долговую петлю для крестьян и горожан. Экономисты именуют этот финальный рывок «пирровой экспансией»: трофеи не компенсировали потери, а торговые караваны в Месопотамии редели из-за разорённых дорог.

Финансовый удар изменил аграрную систему. Двор отдавал землю мелким всадникам-дегханам за службу, чтобы обойти непослушных баронов. Реформа выводила новую конницу, но одновременно цементировала сословный потолок: родился крестьянином — умрёшь налогоплательщиком. Увеличенные подати легли именно на эти общины.

Социальная пирамида каменела. На вершине сидели «семь домов», жрецы-мобеды и дворцовая гвардия асваран; ниже — писцы и врачи; основание держали общинники и рабы. Вертикальный лифт почти не работал, а провинциальные вельможи накапливали автономию, собирая налоги в свою пользу. Когда центр просил новые солдаты и зерно, ответом всё чаще было молчание.

Религию пытались использовать как клей. Зороастризм оставался государственной верой, храмовый огонь получал деревни, а верховный мобед сидел при дворе. При этом шахи, чтобы балансировать, легализовали несторианских христиан и иудеев: платите налог — молитесь как хотите. Самые жёсткие репрессии случались, когда вера мешала политике, как при разгроме маздакитов столетием раньше.


Византийская империя
К началу 7 века мир находился в переходной точке.
Карта мира в 610 году
Made on
Tilda