Сира
Омейяды
Статьи
Андалусия
Османы
Мамлюки
Аббасиды
Праведный халифат
kufa
Проект о хронологии исламской истории.
События, тексты, визуальные материалы.
Дата публикации: 07.09.2025
Родословная
Рождение
Кормление
Кончина матери, опека деда и дяди
Женитьба
Когда Амина взяла сына к себе, она отправилась с ним в Медину, чтобы навестить родственников мужа из рода Ади ибн ан-Наджар. На обратном пути, в местности аль-Абва, она скончалась.

Оставшийся сиротой мальчик находился под заботой Умм Айман, а опекуном стал его дед Абд аль-Мутталиб, который любил внука больше, чем собственных детей.

Когда Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) исполнилось восемь лет, Абд аль-Мутталиб умер. Опекунство перешло к его дяде Абу Талибу. Несмотря на бедность, он был щедрым и искренне любил племянника. В его доме ощущалась благодать, и Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не знал нужды.

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного. Все хвала принадлежит Аллаху — мы восхваляем Его и просим у Него прощения. Мир и благословение пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.
В этой статье мы расскажем о жизни пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) до ниспослания первого откровения. Речь пойдёт о его родословной и рождении, о детских годах и сиротстве, о жизни в доме опекунов, о пастушеском труде и первых шагах в торговле. Мы вспомним его брак с Хадиджей (да будет доволен ею Аллах), нрав и репутацию среди мекканцев, а также то, как Всевышний оберегал его от обычаев джахилии. Все эти события стали подготовкой к пророческой миссии и указывают на особую заботу Аллаха о Своём последнем Посланнике.
Главная / Категории / Сира
Автор: редакция KUFA
Мир ему и благословение Аллаха
Жизнь Пророка до Откровения
Содержание
Кончина матери и опека деда и дяди
После женитьбы на Хадидже (да будет доволен ею Аллах) жизнь Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) обрела устойчивость и спокойствие. Он получил надёжный дом и поддержку любящей жены, которая стала его опорой до конца жизни. Хадиджа отличалась мудростью и благородством, и их брак был полон взаимного уважения.

В это время Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) продолжал заниматься торговлей и с честью распоряжался делами. Он отличался правдивостью, справедливостью и осторожностью в сделках, поэтому его репутация «аль-Амин» — «достойный доверия» — ещё больше укрепилась среди мекканцев.

Он никогда не участвовал в празднествах в честь идолов, не ел мяса, заколотого для жертвоприношений, не пил вина и стороной обходил развлечения, которыми увлекалась молодёжь Мекки. Его жизнь была чистой, достойной и далёкой от нравов джахилии.

В эти годы он также участвовал в важных общественных делах. Самым известным событием стало восстановление Каабы. Когда между племенами возник спор, кому из них доверить установку Чёрного камня, именно Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предложил решение: камень положили на полотно, и представители всех племён вместе подняли его, а он сам установил его на место. Это событие стало явным свидетельством его мудрости и авторитета ещё до пророчества.

Так прошли годы его зрелости: в честном труде, семейном счастье и уважении среди людей. Всё это было подготовкой к миссии — принятию Откровения и руководству общиной верующих.
Жизнь после женитьбы
Когда пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) исполнилось 25 лет, он вновь отправился в торговую поездку в Шам. В это время богатая и знатная женщина Мекки — Хадиджа бинт Хувайлид — вела обширные торговые дела. Она нанимала мужчин, чтобы они торговали на её средства, и делилась с ними прибылью.

Услышав о честности и надёжности Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), которого курайшиты называли аль-Амин — «достойный доверия», она поручила ему поездку в Шам, заплатив больше, чем другим торговцам. Он отправился в путь вместе с её слугой Майсарой. Сделка оказалась успешной: товары были проданы и куплены с большой выгодой, и караван вернулся в Мекку с необычайной прибылью.

Во время поездки Майсара заметил особые знаки благодати, сопровождавшие Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и проникся к нему глубокой любовью и уважением.
Узнав о результатах торговли и о том, что рассказывал Майсара, Хадиджа отправила к Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) посланца с предложением брака. В то время ей было около сорока лет. Она слыла одной из самых благородных и состоятельных женщин курайшитов.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вместе со своими родственниками пришёл к её дяде Амру ибн Асаду, и через своего дядю Абу Талиба сделал предложение. Амр согласился, и Хадиджа стала женой Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Женитьба
С юных лет Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стремился не быть обузой семье и помогал дяде. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) пас овец, зарабатывая несколько каратов, проявляя самостоятельность и ответственность уже в юном возрасте.

Пасение овец было делом всех пророков. Сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Какого бы пророка Аллах ни направлял, он обязательно пас овец». Сподвижники спросили: «А ты?» Он ответил: «Да, и я пас их для мекканцев за несколько каратов» (аль-Бухари, № 2262).

Эта работа стала для него школой терпения, кротости и милосердия. Забота о слабых животных учила его состраданию, привычке защищать беззащитных и проявлять справедливость. Эти качества стали подготовкой к его будущей миссии — быть пастырем для общины верующих. Позднее он занялся торговлей.

Работа
Халима (да будет доволен ей Аллах) взяла к себе благословенного младенца. С этого дня в её доме начались перемены: пастбища становились плодороднее, скот приносил больше молока, и повсюду ощущалась особая милость. Так было всё время, пока он жил у неё.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) провёл в семье Халимы около четырёх лет. Для него это стало школой чистой арабской речи, силы и самостоятельности, а для семьи Халимы — временем благодати и довольства.

Каждые полгода Халима отвозила Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) к матери, а потом снова возвращала его в пустыню. На второй год жизни в Бану Саад, когда срок кормления завершился и младенца отняли от груди, Халима вновь привезла его к матери и попросила оставить ребёнка у неё дольше. Она объяснила своё желание тем, что боялась чумы, которая время от времени вспыхивала в Мекке, и к тому же видела, что её семья получает от него особое благо. Амина согласилась, и обрадованная Халима снова увезла мальчика к себе. Там он прожил ещё около двух лет.

Затем произошло событие, которое глубоко встревожило Халиму и её мужа и заставило их отвезти ребёнка обратно к его матери. Это было рассечение груди Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Сообщение об этом происшествии передается в достоверных хадисах от многочисленных сподвижников. Передает Муслим со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах):

«К Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует пришел Джибриль, мир ему, когда он играл вместе с детьми, взял его уложил его на землю и рассек его грудь у сердца, после чего извлек его сердце и извлек из него сгусток, сказав: «Это доля сатаны в тебе». Затем он помыл его в золотом тазу водою Замзама, а затем вернуп (сердце) на свое место. Дети прибежали к его матери (он имел в виду его кормилицу) и сказали: «Мухаммад убит!» Однако встретили его живого, но побледневшего». Анас сказал: «Я несколько раз видел след этого шва у него на груди».

(Передал Муслим, 1/101,102. Также упоминаюотся другие версии рассечения груди Пророка)
Среди арабов было принято отдавать новорождённых детей на вскармливание бедуинкам. Считалось, что вдали от городов дети быстрее крепнут: там меньше болезней, воздух чище, а суровые условия пустыни закаляют тело. Кроме того, именно в бедуинской среде ребёнок с ранних лет усваивал чистый арабский язык.

Среди женщин, пришедших в Мекку искать младенцев, была Халима ас-Саадийя, дочь Абу Зуайба из племени Саад ибн Бакр. Её мужем был Абу Кабша.
Кормление
Абдуллах ибн Абд аль-Мутталиб в 18 лет женился на Амине бинт Вахб из рода аз-Зухра. Она отличалась высоким происхождением и положением среди курайшиток. Вскоре после заключения брака Амина забеременела.

Абдуллах не дожил до рождения сына. Возвращаясь из торговой поездки в Шам, он скончался в Медине, у своих дядей из рода Ади ибн ан-Наджар. Ему было около 20 лет. Там же его и похоронили.

Спустя положенный срок Амина родила мальчика. Учёные единодушны в том, что это произошло в понедельник месяца Рабиуль-Авваль (прим. 571 г.) Что касается числа, то мнения разошлись: чаще всего называют девятое или двенадцатое.

Роды прошли в доме Абу Талиба, в квартале хашимитов. Их принимала аш-Шифа бинт Ауф, мать будущего сподвижника Абдуррахмана ибн Ауфа (да будет доволен им Аллах). Радостную весть сразу передали деду ребёнка, Абд аль-Мутталибу. Он обрадовался и назвал внука Мухаммадом — именем, почти не встречавшимся у арабов.

Заботу о младенце взяла на себя Умм Айман Барака, рабыня-эфиопка, принадлежавшая Абдуллаху. Первой кормилицей стала Сувайба, рабыня Абу Ляхаба.
Рождение
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) происходил из самого уважаемого племени Аравии — курайшитов, хранителей Каабы и руководителей Мекки. Его отец — Абдуллах, сын Абд аль-Мутталиба, а мать — Амина бинт Вахб из рода аз-Зухра.

Дед Пророка, Абд аль-Мутталиб, был признанным лидером курайшитов. К нему обращались за советом и помощью в трудные времена. Его отец, Хашим, прославился щедростью и заботой о паломниках. Хашим был сыном Абд Манафа, который унаследовал власть над Меккой от своего отца Кусая. Именно Кусай, сын Киляба, собрал в своих руках управление святыней: хранение ключей от Каабы, обеспечение паломников водой и пищей, созыв совета племени и вынесение знамени в походах.

Родословная Пророка восходит к Фихру ибн Малик, которого считают родоначальником племени Курайш. В него входили двенадцать родов, среди них Бану Абд Манаф, Бану Махзум, Бану Тайм, Бану Адий. Тех, кто жил в самой Мекке, называли «курайшиты аль-битах», а тех, кто селился вокруг города, — «курайшиты аз-завахир».

Дальнейшие поколения восходят к Кинане, Хузайме, Мудрике, Ильясу, Мудару, Низару и, наконец, к Мааду ибн Аднану. На имени Аднана единодушно останавливаются учёные сиры и хадиса, признавая эту часть родословной достоверной. Что же касается более ранних звеньев, то мнения расходятся, но все согласны: через Аднана она восходит к пророку Исмаилу, сыну пророка Ибрахима (мир им обоим).

Родословная
Карта нахождения Бану Саад
да благословит его Аллах и приветствует
Рассечение груди Посланника Аллаха
Made on
Tilda